Стихия, подвластная человеку

Небольшой фоновый «рабочий» шум дрессировочной площадки прорезал собачий… то ли визг, то ли крик, — и вот уже почти по направлению ко мне, как мини-тайфун, летит собака. Кобель малинуа практически «вгрызается» в стоящего недалеко от меня фигуранта… Уф… пронесло… Захваченная увлекательным разговором, я даже серьёзно испугаться не успела, – настолько быстро всё произошло.

Но это было только начало. Ведь дальше произошло самое поразительное. Собака, которая только что была готова разорвать фигуранта, по еле заметному сигналу дрессировщика отпускает фигуранта и садится напротив него на расстоянии 2-3-х метров, вывалив язык и демонстрируя прекрасные зубы без малейшего стремления вновь броситься на фигуранта. Как будто урагану приказали «сидеть», и он послушался, причём с удовольствием.

Так в эту субботу происходило для меня знакомство со знаменитой дрессировочной «Школой Орлова».

Я много лет слышала об этой знаменитой дрессировочной школе, даже неоднократно направляла туда своих пациентов вместе с их хозяевами, однако вот так близко мне удалось встретиться с руководителями и инструкторами школы только сейчас. Виталий и Яна Орловы — не только замечательные дрессировщики, но и очень приятные собеседники. Мне очень полезно было с ними пообщаться. Кое-что из рассказанного ими я тут же «взяла себе на вооружение».

Самое первое ощущение от работы «Школы Орлова» — это вовсе не «дрессура» в стандартном, общепринятом понимании.

Это музыка. Музыка потрясающего взаимодействия человека и собаки. Захватывающая, как стихия, музыка гармоничных взаимоотношений.

И как любая музыка, она не рождается «просто так», по щелчку пальцев желающего. Это – плод кропотливой работы, оставляющий у стороннего наблюдателя ощущение небывалой лёгкости и отсутствия напряжения «исполнителя». Это высший пилотаж «сыгранности» дуэта человека и собаки, который требует регулярных тяжёлых тренировок. Таких, которые за 2-3 часа выматывают здоровых крепких мужчин.

школа Орлова

Дрессировочная площадка напомнила мне музыкальную школу. Есть высококлассные музыканты – инструкторы, есть ученики разного уровня (от почти мастера до неумелого новичка) – владельцы собак, а есть сами собаки, которые, как музыкальные инструменты, совершенно по-разному «звучат» в разных руках.

Я увидела на этой площадке собак, которые сменили по несколько хозяев и попали к инструкторам с приговором «неуправляемый». Один из них – герой вступления к этой статье – малинуа по кличке Геббельс. Собака великолепно работает на площадке среди огромного скопления других собак и прекрасно ведёт себя просто «на прогулке». Но… у людей, которые умеют передать такому животному свою волю и толком объяснить, чего именно от него хотят здесь и сейчас.

Видимо, именно направленное внимание хозяина и точная передача желания позволяют укротить собачью «стихию».

И вот что мне ещё тогда подумалось. Каждый самый высококлассный музыкальный инструмент будет звучать «в полную силу» только тогда, когда его бережно хранят при определённой температуре и влажности, когда за ним бережно ухаживают – меняют струны, настраивают, когда на нём регулярно играют – бережно, с любовью и, главное, с умением.

дрессировка

Так и наши любимцы, если их здоровье не поддерживать «на высоте», если с ними регулярно, – ежедневно и ежечасно, не работать, если не иметь желания или умения правильно взаимодействовать с ними, могут просто-напросто «приходить в негодность» — начинают плохо себя вести, болеть, капризничать, «отбиваться от рук» и становятся непредсказуемыми и неуправляемыми, как тайфун или цунами. А мы, вместо того, чтобы корректировать СВОЁ поведение в отношении собаки, начинаем искать виноватого (заводчика, предков собаки, врачей и пр.) и искать панацею «на стороне» в виде интернета или соседа-советчика.

обучение щенка

А ведь достаточно всего несколько шагов:

  1. Быть готовым изначально не просто «сюсюкаться» с приобретённым щенком, а вести чёткую планомерную работу по выстраиванию правильных отношений с растущим хищником.
  2. Принять, что возникающие проблемы – это проблемы ВАШЕГО взаимодействия с животным, а не только и не столько самого животного.
  3. Поддерживать здоровье питомца на должном уровне, чтобы ничто не отвлекало его от общения с вами и не искажало собаке «картину мира».
  4. Вовремя найти специалиста-дрессировщика и точно следовать его советам, особенно, если собака у вас первая, или если с воспитанием предыдущей были проблемы.
  5. Не пытаться сопротивляться советам специалиста. Оценивайте результат, постарайтесь трезво видеть причину расхождения желаемого и действительного, ищите при взаимодействии со специалистом варианты, которые вы интуитивно «принимаете». Но если вы видите, что ваша «линия» не приводит к желаемому результату, то, возможно, стоит пересмотреть СВОИ взгляды на дрессировку и жизнь?

Предлагаю вам, дорогие читатели, поделиться своими мыслями на тему взаимодействия человека и его питомцев в комментариях здесь или в группах ВКонтакте или на Фейсбук.

Наталья Трошина, ветеринарный врач (DVM)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.