Стихия, подвластная человеку

Небольшой фоновый «рабочий» шум дрессировочной площадки прорезал собачий… то ли визг, то ли крик, — и вот уже почти по направлению ко мне, как мини-тайфун, летит собака. Кобель малинуа практически «вгрызается» в стоящего недалеко от меня фигуранта… Уф… пронесло… Захваченная увлекательным разговором, я даже серьёзно испугаться не успела, – настолько быстро всё произошло.

Но это было только начало. Ведь дальше произошло самое поразительное. Собака, которая только что была готова разорвать фигуранта, по еле заметному сигналу дрессировщика отпускает фигуранта и садится напротив него на расстоянии 2-3-х метров, вывалив язык и демонстрируя прекрасные зубы без малейшего стремления вновь броситься на фигуранта. Как будто урагану приказали «сидеть», и он послушался, причём с удовольствием.

Так в эту субботу происходило для меня знакомство со знаменитой дрессировочной «Школой Орлова».

Я много лет слышала об этой знаменитой дрессировочной школе, даже неоднократно направляла туда своих пациентов вместе с их хозяевами, однако вот так близко мне удалось встретиться с руководителями и инструкторами школы только сейчас. Виталий и Яна Орловы — не только замечательные дрессировщики, но и очень приятные собеседники. Мне очень полезно было с ними пообщаться. Кое-что из рассказанного ими я тут же «взяла себе на вооружение».

Самое первое ощущение от работы «Школы Орлова» — это вовсе не «дрессура» в стандартном, общепринятом понимании.

Это музыка. Музыка потрясающего взаимодействия человека и собаки. Захватывающая, как стихия, музыка гармоничных взаимоотношений.

И как любая музыка, она не рождается «просто так», по щелчку пальцев желающего. Это – плод кропотливой работы, оставляющий у стороннего наблюдателя ощущение небывалой лёгкости и отсутствия напряжения «исполнителя». Это высший пилотаж «сыгранности» дуэта человека и собаки, который требует регулярных тяжёлых тренировок. Таких, которые за 2-3 часа выматывают здоровых крепких мужчин.

школа Орлова

Дрессировочная площадка напомнила мне музыкальную школу. Есть высококлассные музыканты – инструкторы, есть ученики разного уровня (от почти мастера до неумелого новичка) – владельцы собак, а есть сами собаки, которые, как музыкальные инструменты, совершенно по-разному «звучат» в разных руках.

Я увидела на этой площадке собак, которые сменили по несколько хозяев и попали к инструкторам с приговором «неуправляемый». Один из них – герой вступления к этой статье – малинуа по кличке Геббельс. Собака великолепно работает на площадке среди огромного скопления других собак и прекрасно ведёт себя просто «на прогулке». Но… у людей, которые умеют передать такому животному свою волю и толком объяснить, чего именно от него хотят здесь и сейчас.

Видимо, именно направленное внимание хозяина и точная передача желания позволяют укротить собачью «стихию».

И вот что мне ещё тогда подумалось. Каждый самый высококлассный музыкальный инструмент будет звучать «в полную силу» только тогда, когда его бережно хранят при определённой температуре и влажности, когда за ним бережно ухаживают – меняют струны, настраивают, когда на нём регулярно играют – бережно, с любовью и, главное, с умением.

дрессировка

Так и наши любимцы, если их здоровье не поддерживать «на высоте», если с ними регулярно, – ежедневно и ежечасно, не работать, если не иметь желания или умения правильно взаимодействовать с ними, могут просто-напросто «приходить в негодность» — начинают плохо себя вести, болеть, капризничать, «отбиваться от рук» и становятся непредсказуемыми и неуправляемыми, как тайфун или цунами. А мы, вместо того, чтобы корректировать СВОЁ поведение в отношении собаки, начинаем искать виноватого (заводчика, предков собаки, врачей и пр.) и искать панацею «на стороне» в виде интернета или соседа-советчика.

обучение щенка

А ведь достаточно всего несколько шагов:

  1. Быть готовым изначально не просто «сюсюкаться» с приобретённым щенком, а вести чёткую планомерную работу по выстраиванию правильных отношений с растущим хищником.
  2. Принять, что возникающие проблемы – это проблемы ВАШЕГО взаимодействия с животным, а не только и не столько самого животного.
  3. Поддерживать здоровье питомца на должном уровне, чтобы ничто не отвлекало его от общения с вами и не искажало собаке «картину мира».
  4. Вовремя найти специалиста-дрессировщика и точно следовать его советам, особенно, если собака у вас первая, или если с воспитанием предыдущей были проблемы.
  5. Не пытаться сопротивляться советам специалиста. Оценивайте результат, постарайтесь трезво видеть причину расхождения желаемого и действительного, ищите при взаимодействии со специалистом варианты, которые вы интуитивно «принимаете». Но если вы видите, что ваша «линия» не приводит к желаемому результату, то, возможно, стоит пересмотреть СВОИ взгляды на дрессировку и жизнь?

Предлагаю вам, дорогие читатели, поделиться своими мыслями на тему взаимодействия человека и его питомцев в комментариях здесь или в группах ВКонтакте или на Фейсбук.

Наталья Трошина, ветеринарный врач (DVM)

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


The maximum upload file size: 15 MB.
You can upload: image, video.
Links to YouTube, Facebook, Twitter and other services inserted in the comment text will be automatically embedded.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.