Живёт в Московском зоопарке жираф Самсон.
Добрый, приветливый. Посетителей любит сильно, просто скучает без них в свой законный «выходной» понедельник. И посетители с удовольствием отвечают ему своим вниманием и любовью. Я не исключение. Яркая клетчатая попа жирафа и потрясающе милая его физиономия уже давно стали для меня чем-то вроде талисмана и рычага для поднятия упавшего настроения.
Но есть один момент, который Самсону жизнь…, ну, скажем так, усложняет. Это – московский климат. Всё-таки Самсон приспособлен жить там, где потеплее. Поэтому случаются и у такого гиганта, как Самсон, болезни от непривычно-холодного климата российской столицы.
Заболело как-то у Самсона горло. Фарингит — болезнь неприятная, а для такого пациента ещё и опасная. Ведь когда горло болит, есть Самсон не может, даже если хочет. Грубый корм раздражает больное горло, и желание есть сразу куда-то девается. А есть-то надо! Вон какое тело носить приходится…
Встал вопрос, как Самсона лечить. Уколы антибиотиков при гнойной инфекции – вещь, конечно, практически незаменимая. Но на одних антибиотиках аппетит при больном горле не восстановить. Обязательно при этом надо больное горлышко тёплым питьём побаловать и от раздражителей защитить. Но как такому пациенту объяснить, что надо пить тёплое, да ещё часто и понемногу?
Выход нашёлся неожиданно…
***
Первые навыки по лечению животных я получила на Центральном Московском ипподроме, где прошла «самостоятельная» часть моей юности. А точнее, на рысистом отделении В.А. Бурулёва. Лошади там высококлассные, им болеть было совсем нельзя. Именно там я училась простым и действенным способам поддержания здоровья животных, многие из которых находились в жесточайших условиях ипподромного тренинга. Одно из чудо-средств «с конюшни» я люблю особенно сильно.
Это – отвар льняного семени. Простое и одновременно полезное во всех отношениях средство.
Обладает обволакивающими свойствами – покрывает защитной плёнкой слизистые оболочки, на которые попадает. Отлично работает как пребиотик, подкармливая «правильными» углеводами микрофлору желудочно-кишечного тракта. Нормализует перистальтику больного кишечника и повышает качество стула. Улучшает восприятие корма и может являться компонентом лечебных рационов, как для травоядных, так и для плотоядных животных и человека.
У нас на конюшне на плите всегда, помнится, томилось ведёрко с отваром льняного семени. Дозы-то нужны были – лошадиные!
А сейчас, вот уже 20 с лишним лет, я применяю это чудо-средство при лечении разнообразнейших заболеваний у своих пациентов. В основном, конечно, это касается желудочно-кишечных расстройств. Но, как выяснилось, спектр применения этого замечательного средства гораздо шире.
***
Работает в Московском зоопарке моя студентка Мария, с которой мы не раз обсуждали «чудодейственные» свойства отвара льняного семени. Собственный клинический опыт Марии тоже не раз подтверждал эффективность этого простого и недорогого средства. И пришла Маше в голову потрясающая идея предложить больному Самсону в качестве тёплого питья… отвар льняного семени, этакий тёплый «кисель».
Самсону, надо сказать, кисель весьма понравился, и принимал он такое «лекарство» с огромным удовольствием. Кисель согревал и защищал слизистые оболочки больного Самсонова горла, от этого кушать жирафу становилось значительно легче. Аппетит длинношеего пациента быстро восстановился, и сил на борьбу с коварными микробами стало гораздо больше.
Любимец посетителей зоопарка жираф Самсон выздоровел во многом благодаря такому нестандартному применению подзабытого в клинической практике, но весьма полезного и недорогого средства как отвар льняного семени.
Так передача практического ветеринарного опыта «из рук в руки» и свобода клинической мысли помогает нам решать совсем необычные клинические задачки.
Наталья Трошина, ветеринарный врач (DVM)