Привет любителям всего необычного в поведении питомцев!
Иногда наши питомцы подкидывают нам весьма непростые загадки, истоки которых кроются в простых, но очень вредных «развлечениях» наших четвероногих любимцев. Сегодня я хочу рассказать вам о пациентке нашей клиники, кошке, которая, по словам хозяйки, «видела призраков» и шарахалась от них.
Причем, что удивительно, шарахалась она всегда в одну и ту же сторону. Наверное, призраки правила дорожного движения строго соблюдали. Но, давайте всё-таки по порядку…
Со слов хозяйки раньше кошка вела себя вполне пристойно, ни в каком подозрительном поведении замечена не была и на призраков внимания не обращала. Но за некоторое время до обращения в клинику всё вдруг изменилось. Кошка стала вести себя как-то странно, периодически криво двигалась по квартире и шарахалась от чего-то невидимого.
К врачу хозяйка обращаться особо не спешила, надеясь, что кошка «перебесится» и успокоится. Но поведение любимицы оставалось странным и непредсказуемым. К чести хозяйки, ни заниматься самолечением, ни обращаться к шаманам она не стала, а пошла, хоть и не сразу, но всё же в ветеринарную клинику. Там мы и встретились.
[stextbox id=’alert’]Если четвероногий питомец начал странно себя вести – обратитесь к ветеринарному врачу![/stextbox]
При первичном осмотре стало понятно, что причиной странного поведения кошки стала боль в области левой брюшной стенки. Причину этой боли без дополнительных исследований определить оказалось невозможно. Надо сказать, что произошел этот случай примерно в 1997 году, когда такой вид диагностики как УЗИ, был практически недоступен. А потому к нашим услугам была только рентгенография. Но и сделанные снимки ясности не принесли.
Кишечник кошки работал нормально, нарушений аппетита и стула не было. Тем не менее на рентгене наблюдалось какое-то странное смещение и нарушение взаиморасположения внутренних органов. Но как это может быть связано с болью именно в брюшной стенке, а не в брюшной полости?
Подозревали что угодно – опухоль (хотя её признаки явно не проявлялись), генетические отклонения в строении органов брюшной полости (хотя почему это проявилось на 6-ом году жизни кошки?), последствия незамеченной хозяевами травмы…
Чтобы понять, что происходит с кошкой, мы назначили необычной пациентке диагностическую лапаротомию. Простым языком этот способ диагностики можно назвать «разрежем – посмотрим». Такой метод сейчас всё чаще заменяется другим методом – лапароскопией. Его можно подробнее охарактеризовать как «заглянем в дырочку – увидим».
Разница между этими методами по разным параметрам может быть от незначительной до весьма существенной. Например, необходимость в сложной и дорогой аппаратуре при лапароскопии против широкой доступности лапаротомии (сделать может любой хирург при минимуме инструментов). При этом при лапароскопии остаются 1-3 небольшие дырочки в брюшной стенке в конце операции, а при лапаротомии остаётся шов на брюшной стенке, который заживает чуть больше недели.
При лапароскопии хирург смотрит на то, что происходит в брюшной полости пациента через небольшую видеокамеру, а при лапаротомии – невооруженным взглядом. При лапароскопии обнаруженную проблему можно решать как лапароскопически, специальными инструментами, так и перейти к открытой операции – лапаротомии. При лапаротомии обнаруженную проблему решают прямо в ходе операции, не меняя метода оперативного вмешательства.
[stextbox id=’alert’ image=’null’]
Диагностическая лапаротомия чаще показана там, где потом может быть необходим широкий оперативный доступ, а диагностическая лапароскопия желательна в случаях, когда есть большая вероятность того, что выявленную проблему можно будет решить именно лапароскопически.
Стоимость лапаротомии, как правило, ниже, чем стоимость лапароскопии из-за необходимости в специальной эндоскопической аппаратуре.
[/stextbox]
Думаю, что даже если бы лапароскопия была бы тогда нам доступна, мы всё равно выбрали бы лапаротомию – исправлять то, что происходило в брюшной полости кошки, нам казалось более удобно при качественном открытом доступе в брюшную полость.
Итак, пациентка на операционном столе. Делаем доступ в брюшную полость… и глазам своим не верим. Почти поперёк брюшной полости, примерно в области чуть выше пупка, располагается соломина от веника длиной около 8 см!
Но соломина не просто так лежит, нет, на неё нанизаны последовательно сальник, брыжейка кишечника (несколько раз), капсула печени, капсула селезенки. При этом кончик соломины упирается в левую брюшную стенку и вызывает в ней раздражение и воспалительный процесс.
Боль от «тычков» соломины в брюшную стенку и заставляла кошку столь странно себя вести.
Соломину аккуратно удалили, разрезав её на несколько частей, чтобы не повредить внутренние органы, насаженные на это импровизированное копьё.
Самое удивительное, что места, где соломина проколола стенку кишечника, мы так и не нашли, хотя тщательно обследовали весь кишечник кошки. Скорее всего, точка прокола уже заросла, а иммунитета кошки хватило, чтобы не допустить разлитого перитонита.
[stextbox id=’alert’]Особенности течения воспалительных реакций у кошек позволяют им довольно долго скрывать наличие инородных тел в брюшной полости, если они существенно не нарушают деятельность каких-либо органов или систем органов.[/stextbox]
Как потом выяснилось, кошка очень любила играть с веником и грызла его весьма регулярно. Хозяйка это видела, но не останавливала любимицу, считая, что это совершенно безопасная привычка.
После операции кошка довольно быстро пришла в себя и больше «чертей» не гоняла. А в моих воспоминаниях она прочно заняла ячейку под названием «кошка с веником».
О других возможных ожидаемых и неожиданных проявлениях боли у вашего питомца вы можете узнать из нашей новой статьи «Боль у кошек и собак».
Наталья Трошина, ветеринарный врач (DVM)